В последнее время наблюдается значительный рост железнодорожных перевозок грузов в контейнерах, что приводит к проблемам на станциях Московского железнодорожного узла.
Импорт из стран дальнего зарубежья в январе 2022 года превысил 20 млрд. долларов, что на 37% больше, чем в январе 2021 года, согласно данным ФТС. В связи с этим, некоторые станции, такие как Ворсино и Белая раст, временно закрыты для приема новых отправок, а остальные терминалы работают на пределе своих возможностей. Это привело к “брошенным” около 200 поездам, которые должны были прибыть в Московский железнодорожный узел, что составляет примерно 10 000 40-футовых контейнеров.
Из-за загруженности станций назначения, АО РЖД быстро ограничило прием контейнерных поездов из Китая на сухопутные погранпереходы. Кроме того, с 7 февраля по 22 февраля 2022 года вступил в силу запрет Китайской железной дороги на отправку контейнеров на пограничные станции Манчжурия и Суйфэньхэ. В результате срок отправки контейнеров в контейнерных поездах по маршруту Китай – Россия растягивается до месяца или даже больше, а сроки их доставки также увеличиваются.
Большое количество “брошенных” контейнерных поездов приводит к простою фитинговых платформ, что влияет на график их возврата к месту погрузки и, соответственно, на отправку контейнерных поездов из портов Дальнего Востока и сухопутных пограничных переходов во всех направлениях. Также сроки отправок значительно влияют сезонные факторы в перевозке угля на экспорт, такие как его смерзание в вагонах. В результате в портах и сухопутных пограничных переходах увеличивается срок обработки вагонов, что создает дополнительную нагрузку на инфраструктуру АО РЖД, включая заторы на подъездных путях к портам и переходам.
Все эти факторы приводят к непредсказуемым изменениям графика отправок и скорости движения грузовых поездов. В свете вышеизложенного, сроки отправки, доставки и выгрузки при перевозках в прямых контейнерных поездах через сухопутные погранпереходы в настоящее время являются непредсказуемыми. Эта ситуация создает значительные трудности для компаний, занимающихся логистикой и торговлей.
В таких условиях наиболее надежными вариантами доставки грузов с точки зрения сроков становятся альтернативные маршруты и транспортные средства, такие как морские перевозки или авиадоставка.