В 2021 году протяженность существующих высокоскоростных железных дорог (ВСЖД) в Китае достигла рекордных 40 тысяч километров, укрепляя лидерство страны в мировом рейтинге.
Это достижение было возможно благодаря открытию нового участка Лхаса – Линьчжи в Тибетском автономном районе, который позволил сети ВСЖД охватить все регионы Китая. Теперь благодаря этой транспортной системе можно добраться от порта Ляньюньган на побережье Желтого моря до города Урумчи в Синьцзян-Уйгурском автономном районе.
Заметный рост сети ВСЖД стал возможен после серьезного кризиса, который произошел 23 июля 2011 года, когда произошла катастрофа на одном из участков. В результате этой трагедии строительство высокоскоростных железных дорог было сокращено, а планы по развитию движения со скоростью 350 км/ч были отменены.
Вместо этого скорость поездов на новых магистралях была ограничена 250 км/ч и даже 200 км/ч. Однако, недавно началось восстановление “стандарта 350” с поездов Фусин, которые способны двигаться со скоростью от 350 до 150 км/ч. В Китае продолжаются споры о целесообразности строительства ВСЖД в бедных и малонаселенных регионах страны. Однако сторонники этого проекта указывают на то, что железные дороги являются долгосрочными инвестициями и будут служить несколько десятилетий. Вместе с развитием экономики можно ожидать роста пассажиропотока.
Кроме того, обычные железные дороги в Китае не электрифицированы, поэтому невозможно запустить высокоскоростные поезда на таких маршрутах. Высокоскоростные магистрали, напротив, позволяют организовать движение любых составов при необходимости. Таким образом, развитие высокоскоростных железных дорог в Китае продолжается, и страна укрепляет свое лидерство в этой области. Эта сеть не только обеспечивает быструю и эффективную транспортную связь между различными регионами Китая, но и способствует развитию экономики и улучшению качества жизни граждан.