Запрет Китая на пропуск грузов не в контейнерах через железнодорожные пограничные переходы (ЖДПП) не оказывает значительного влияния на экспорт угля из России в Китай. Эти маршруты составляют небольшую долю в общем объеме поставок угля в Китай.
В настоящее время, угольная продукция из РФ в Китай продолжает поступать через морские порты без каких-либо ограничений. Министерство энергетики и природных ресурсов (Миинэнерго) уверено, что запрет Китая на пропуск неконтейнерных грузов через границу не окажет существенного влияния на баланс угольного экспорта.
Они ссылаются на устойчивый рост экспорта угля в Китай через морские порты и одновременное снижение экспорта через ЖДПП. Согласно данным “Российской газеты”, с января по октябрь текущего года, железной дорогой в Китай через пункты пропуска Забайкальск и Гродеково было отправлено 3,61 миллиона тонн угля, включая 700,5 тысяч тонн в контейнерах.
В прошлом году за этот же период, объем поставок угля в контейнерах составил всего 13,7 тысяч тонн. Это подтверждает, что основная часть экспорта российского угля в Китай осуществляется морским путем через порты Дальнего Востока, поскольку это более дешево и быстро, чем сухопутный маршрут. Железнодорожные перевозки составляют около 10% от общего объема экспорта угля из России в Китай. Объем контейнерных перевозок угля напрямую зависит от цен на этот вид топлива.
Увеличение стоимости транспортировки угля может снизить привлекательность контейнерных поставок для небольших компаний, несмотря на скидки, предоставляемые в России и Китае. В этом году, благодаря высоким ценам на уголь, объем контейнерных поставок в Китай увеличился. Однако, если цены вернутся к прошлогоднему уровню (а в Китае они сейчас снижаются), то для многих небольших компаний такой способ транспортировки может стать экономически невыгодным. Это может отразиться на доходах от экспорта, особенно у небольших игроков в угледобывающей отрасли.
Таким образом, запрет Китая на пропуск неконтейнерных грузов через железнодорожные пограничные переходы не оказывает существенного воздействия на экспорт угля из России в Китай. Морские порты продолжают оставаться основным путем поставок, и только небольшая часть угля отправляется через железную дорогу. Влияние запрета на контейнерные перевозки будет зависеть от цен на уголь и экономической привлекательности данного способа транспортировки для компаний.