По информации, которую я нашел, РЖД рассматривает возможность повышения тарифа на порожний пробег полувагонов с Дальнего Востока на 51%. Это предложение вызвало критику со стороны Союза операторов железнодорожного транспорта (СОЖТ), как сообщает издание “РЖД-партнёр”.
Представитель СОЖТ считает, что такое решение нельзя обосновать ни с экономической, ни с методологической точек зрения. Он указывает на то, что объем грузовой базы из портов Дальнего Востока значительно меньше объема порожних полувагонов после выгрузки грузов в экспортном направлении.
Каждый месяц с Дальневосточной железной дороги отправляется более 140 тысяч порожних полувагонов. Однако потенциальный объем железнодорожных перевозок из Дальневосточного региона значительно меньше.
Например, количество контейнерных поездов с импортируемыми товарами составляет максимум 10-11 тысяч отправок полувагонов в месяц (5 контейнерных поездов с полувагонами в сутки). Даже при условии увеличения количества контейнерных поездов до 7 в сутки, общий объем доступной погрузки не превысит 14 тысяч полувагонов, что составляет всего 10% от общего числа порожнего образования.
Павел Иванкин, президент Национального исследовательского центра перевозок и инфраструктуры, также высказывает скепсис относительно целесообразности повышения тарифа. Он соглашается с тем, что в условиях дефицита инфраструктуры РЖД должна регулировать грузопотоки, но только в тесном сотрудничестве с грузовладельцами.
Он подчеркивает важность разработки реальных логистических кейсов, на которых можно отработать новые логистические цепочки и снизить нагрузку на Восточный полигон. Иванкин считает, что сейчас необходимо делать точечные настройки и рассматривать конкретные ситуации, а глобальное повышение тарифов должно стать прошлым. Естественно, угольные компании не приветствуют идею повышения тарифов. Заместитель генерального директора по железнодорожному транспорту ООО “Трансметкокс”, Евгений Кузнецов, признает, что повышение тарифов может стимулировать использование полувагонов для контейнерных перевозок, но он выражает свои опасения относительно возможных негативных последствий для компаний, осуществляющих перевозку угля.
Таким образом, предложение РЖД о повышении тарифа на порожний пробег полувагонов с Дальнего Востока вызывает серьезные сомнения у профессионалов в железнодорожной отрасли. Они указывают на несоответствие между объемом доступной грузовой базы и объемом порожних полувагонов, а также высказывают опасения относительно последствий для компаний и необходимости разработки более эффективных логистических решений.